На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Игорь
    Кулеба: если Трам...
  • Boris Max
    Кулеба ты придурок? Кем ты собраля проводить беспорядки? Вас осталось кучка фашистов легенератов но вы ивс оевики пев...Кулеба: если Трам...
  • федор
    Чучело лохматое и клоун ! Скройся гнида , а то попахивает дерьмом.Борис Джонсон о р...

Английская классика

Английская классикаСтоит отметить, что реданная схема к середине 30-х годов разочаровала английских моряков: бороздить просторы Мирового океана (ну, ту их часть, что поближе к берегу) на глиссере, в плоское днище которого каждая волна бьёт как в барабан, — удовольствие ниже среднего. Да и мореходность у такой схемы оставляет желать лучшего.

Поэтому фирма «Торникрофт» постепенно уступила лидерство конкурентам из «Бритиш Пауэр Бот» (БПБ).БПБ строила катера без редана, с V-образным днищем и... почти без выхода на глиссирование! Их скорость была ниже, чем у «Торникрофта», на 3-4 узла, но мореходность значительно выше. В январе 1936 года компания получила первый заказ на 6 торпедных катеров МТВ (Motor Torpedo Boat), из которых в 1937 году была сформирована 1-я флотилия. Катера имели полное водоизмещение в 22 тонны и приводились в движение тремя двигателями мощностью 600 л/с, позволявшими достигать скорости в 33 узла.







МТВ-5 от компании "Бритиш Пауэр Бот"Вооружены МТВ были двумя 18-дюймовыми торпедами в торпедных аппаратах и двумя счетверёнными пулемётными установками калибра 7,7 мм. Торпедные аппараты имели ещё более оригинальную, чем у «Торникрофта», конструкцию. Вот как её описывают в книге «Торпедой — пли! История малых торпедных кораблей» (общ. редакция А. Е. Тараса, составители Д. И. Калмыков, И. А. Калмыкова): «Вместо желобов Скотт-Пейн (владелец БПБ) решил использовать пусковые трубы, скрытые под палубой, в моторном отсеке. После отдачи стопора торпеда хвостом вперёд покидала кронштейн, в котором была закреплена, и по опущенным направляющим соскальзывала в трубу, а из неё в воду через отверстие в корме. Чтобы торпеда вылетела из пусковой трубы по инерции, катер в момент выстрела должен был резко набрать скорость. Такой принцип стрельбы являлся более сложным, чем из желобного аппарата, но не давал никаких преимуществ по сравнению с ним (удалось только освободить палубу катера)». Рубка и палуба катеров имели противопульное бронирование.Затем последовал ещё один заказ — на 12 торпедных катеров этого типа. Шесть отправились в Гонконг, где из них сформировали 2-ю флотилию, а ещё шесть должны были уехать в Сингапур, но успели добраться только до Мальты (своим ходом!) и вошли в состав 1-й флотилии (к. л-т Чарльз Монтегю Доннер). На начало Второй мировой войны в неё входили 12 торпедных катеров (МТВ-1-6 и МТВ-14-19) и плавбаза «Вулкан».Первые месяцы войны для моряков флотилии запомнились скукой: Италия вступать в Мировую войну на стороне III Рейха не спешила. Поэтому в ноябре 1939 года 1-я флотилия получила приказ возвращаться на Острова. 11 ноября первые катера в сопровождении эсминца «Дэйнти» покинули Ла-Валетту...Первые потери флотилия понесла, не успев дойти до средиземноморского побережья Франции: во время шторма у берегов Сардинии потерпел аварию МТВ-6. Катер был взят на буксир эсминцем, но буксирный конец оборвался, и «москит» попал под таран «Дэйнти». Тем не менее 19 ноября 11 катеров собрались в Марселе и по внутренним водным путям Франции отправились в Гавр через Париж и Руан. Ровно через месяц все катера прибыли в Портсмут.В новом 1940 году флотилия обосновалась в Филикстоу на восточном побережье Англии. Из всех вернувшихся с Мальты катеров выйти на выполнение боевого задания были способны только 7 — МТВ-3, 4, 14, 15, 16, 17, 18.МТВ-42 — 75-футовый катер от фирмы «Торникрофт» в Портсмуте.Тем временем Адмиралтейство приняло решение на формирование 4-й флотилии торпедных катеров. В её состав вошли новые 70-футовые катера фирмы «Воспер» и 72-футовые фирмы «Торникрофт». Дело в том, что появление торпедных катеров компании БПБ вывело из спячки её конкурентов. В «Торникрофте» решили, что продолжать строить с незначительными изменениями свой 55-футовый катер образца 1918 года — контрпродуктивно, и капитально его модернизировали. А молодая (ну как молодая, она 1871 года, но торпедными катерами до сих пор не занималась) компания «Воспер» в 1937 году испытала 29-тонный 72-футовый мореходный катер МТВ-102, развивший скорость в 43,7 узла. Особенно английских моряков вдохновило то, что «Воспер» заменила торпедные аппараты конструкции БТБ на простые трубчатые палубные аппараты. БТБ ответила 70-футовым катером, разместив на палубе не два, а 4 торпедных аппарата, но военные предпочли 72-футовые «восперы», приняв на вооружение 10 катеров этого типа и заказав постройку ещё 30-ти.Румынский «Воспер» — NMS Viscolul.72-футовые катера «Воспер» при всех достоинствах имели существенный недостаток: на них стояли итальянские моторы «Изотта-Фраскини». Поэтому в 1939 году, с началом войны, строительство этих катеров замерло: фашисты прекратили поставлять для них двигатели. Спасло «просвещённых мореплавателей» то, что начавшаяся война носила название «странной», и работы по специальности для торпедных катеров просто не было. МТВ занимались спасением сбитых лётчиков, в качестве катеров связи и для перевозки особо ответственных грузов и пассажиров. Три катера даже продали румынам, в феврале 1940 года они прибыли на Чёрное море и получили названия: «Вифорул», «Виджелия» и «Висколул».Торпедный катер ТМ-51 фирмы БПБ для ВМС Нидерландов.После падения Франции положение в Английском канале стало для Великобритании крайне сложным: немецкие шнелльботы кошмарили южное побережье Англии, эсминцев для борьбы с ними не хватало, а для «восперов» не было моторов. Положение спасли «заокеанские кузены», поставив в 1941 году свои двигатели «Паккард» мощностью 1200 л/с. Рассчитываться с кузенами в рамках «обратного ленд-лиза» пришлось чертежами и конструкторской документацией на «восперы», с условием, что часть построенных в США катеров будет поставлена Роял Нэви. Американцы построили 185 катеров этого проекта — 121 (38 по разным причинам не были переданы, так что реально в СССР попало 90-91) для ВМФ СССР (у нас они проходили как катера типа «А-1»), а 64 — для флотов Великобритании и Нидерландов. Но скорость американских «восперов» была существенно ниже, чем у английских коллег, и до 40 узлов не дотягивала.Некоторые «Восперы» вооружали по принципу «кашу маслом не испортишь», а уж раскрашивали...Дальнейшим развитием проекта стали 73-футовые катера: англичане уже успели оценить шнелльботы и спроектировали катера для борьбы с ними. 16 единиц было заказано в 1943 году, а впоследствии заключён контракт ещё на пять. 73-футовые «восперы» несли четыре 18-дюймовых торпедных аппарата, 20-мм автоматическую пушку и два спаренных пулемёта. Вскоре появился Тип II, на котором пару торпедных аппаратов убрали, но на носу установили 57-мм («шестифунтовое» по британской классификации) орудие QF, а 20-мм «эрликон» переставили на корму, что давало шанс на победу в бою со шнелльботами. На некоторых катерах типа «Воспер» устанавливалась складная мачта с радаром SO-a.МТВ в базеБританские торпедные катера разных типов активно провоевали всю Вторую Мировую войну. МТВ-22 и МТВ-25 вывезло на Острова правительство Бельгии 25 мая 1940 года, через два дня все способные двигаться катера приняли участие в операции «Динамо». На момент падения Франции в составе 5 флотилий англичане имели порядка двадцати боеспособных торпедных катеров. Это было разношёрстное сборище из произведений фирм «Торникрофт», «Воспер», БПБ, включая экспериментальные машины и реквизированные заказы для флотов других стран. Управление «москитным флотом» было построено из рук вон плохо: не было налажено взаимодействие между флотилиями, катера постоянно перекидывали из порта в порт, поэтому блестящих результатов британские МТВ не показали. Но развитие торпедоносных сил продолжалось: в июне в Дувре была развёрнута 11-я флотилия, на вооружении которой стояли разномастные катера фирмы «Воспер» 70-ти и 60-ти футовые, часть — бывшие греческие и норвежские. Именно её катерам довелось первыми вступить в бой.МТВ «Воспер» в атаке по версии художника И. Соловьёва.В ночь на 23 июля в патруле у французского побережья находились МТВ-89, МТВ-70 и МТВ-72. На рассвете МТВ-70 обнаружил в районе мыса Гри-Не 6 «раумботов» — 125-тонных катеров-тральщиков. Пишут, что командиру катера, лейтенанту Джону Кинг-Чёрчу, повезло: немцы взяли его в полукольцо, англичанин отстреливался 20 минут — до тех пор, пока рассвет не заставил немцев прекратить преследование. Смущает в этой героической истории то, что скорость «раумботов» не превышала 20 узлов, торпедный катер должен был от них уйти как от стоячих... У пришедшего на помощь МТВ-72 заклинило турель, так что атаковать немцев он не смог.Через пару дней через Дуврский канал проходил конвой CW-8, который наряду с Люфтваффе решили атаковать 9 или 10 немецких катеров. На перехват немцам были отправлены эсминцы «Бриллиант» и «Борреас» и два торпедных катера — МТВ-69 и МТВ-70. Англичанам удалось отогнать немцев артиллерийским огнём, но 12 бомбардировщиков Ю-87 удачно отбомбились по эсминцам, которые хоть и не затонули, но потеряли ход и были отбуксированы на базу торпедными катерами. А конвой спасти не удалось: пять судов потопила авиация, ещё три — шнелльботы, вернувшиеся после отхода англичан.На мостике МТВ «Воспер» в море Первую атаку британские торпедные катера провели в ночь с 13 на 14 августа. У острова Влиланд торпедные катера МТВ-14, МТВ-16 и МТВ-18 бросились в атаку на «группу эскортных кораблей и торпедных катеров». В реальности это были вооружённые траулеры, использовавшиеся немцами в качестве охотников за подлодками. МТВ-18 таранил один из них, но повредил себе нос и был вынужден снизить скорость до 6 узлов. Вслед за ним пулемётным огнём был повреждён и МТВ-16. Последний невредимый катер занялся оказанием помощи пострадавшим. Немцы этому процессу не мешали, и все участники мероприятия разошлись, как в море корабли.Ходовой мостик «Воспера»Первая успешная атака состоялась в ночь с 8 на 9 сентября 1940 года. На перехват немецких судов к бельгийскому побережью вышел отряд капитан-лейтенанта Роберта Фолкнера из МТВ-14, МТВ-15 и МТВ-17. В условиях нулевой видимости и проливного дождя МТВ-14 отстал и вернулся на базу (как было доложено, из-за поломки двигателя), а два других катера зашли на рейд Остенде, где обнаружили около двух десятков стоящих на якорях немецких судов. Начавшаяся бомбёжка Королевских ВВС отвлекла внимание немцев от английских катеров, и МТВ-17 на полном ходу произвёл пуск торпеды, после чего отвернул в 300 ярдах от борта атакованного судна. Зайдя на второй круг, торпедный катер выпустил вторую торпеду. Одновременно две торпеды выпустил МТВ-15. По возвращении на базу Фолкнер приписал себе потопление двух судов. На самом деле торпедные катера отправили на дно только траулер «Ниендорф» (257 брт) с грузом боеприпасов — начало было положено!А-1 в советском флотеВпрочем, как я уже сказал, воевали британские катера и в составе ВМФ СССР. Как действовали на ленд-лизовских катерах советские моряки, можно показать на примере операции Северного флота в районе мыса Кибергнес 19 августа 1944 года. 18 августа в 13:40 по московскому времени разведывательный самолёт обнаружил немецкий конвой из трёх крупных транспортов, двух миноносцев и тральщика. С воздуха конвой прикрывали два истребителя ФВ-190. Первой конвой атаковала подлодка М-201, выпустив две торпеды по данным акустики. После того как на лодке зафиксировали взрыв торпеды, началось преследование «малютки» эскортными кораблями, длившееся три часа. Поскольку погодные условия не позволяли использовать авиацию, на перехват конвоя была отправлена группа из 9 торпедных катеров: 4 — А-1 («Восперы»), 5 — А-2 («Хиггинсы») под командованием капитана 3 ранга С. Г. Коршуновича. Помимо ударной группы в атаке приняли участие группа катеров-минзагов под командованием старшего лейтенанта Б. Т. Павлова и группа разведки капитан-лейтенанта А. И. Ефимова.«Советские торпедные катера уничтожают конвой врага», П. П. Павлинов, 1986 год.Группа разведки обнаружила конвой у мыса Кибергнес в 01:58. Группа Павлова выставила 4 якорные мины на пути конвоя. Спустя час командир бригады приказал группе Павлова соединиться с группой Ефимова и принять участие в атаке. Ударная группа обнаружила вражеский конвой в 01:58. Все советские катера видели противника и были готовы к атаке. В 02:04 поступил приказ: «Общая атака. Павлову и Ефимову идти к Кибергнесу». Сначала катерами была поставлена дымовая завеса вдоль всего конвоя, после чего «москиты» проходили сквозь неё и выпускали торпеды с короткой дистанции. Бой длился 43 минуты, все три группы советских катеров выпустили свои торпеды, в 02:47 командир бригады дал катерам приказ отходить. В ходе атаки получил повреждения и затонул катер ТКА-203 старшего лейтенанта А. А. Карташова. По немецким данным, от атаки подводной лодки затонул сторожевой корабль V-6112, при этом следа от торпеды замечено не было, и командир корабля посчитал, что подорвался на мине. В результате атаки торпедных катеров погибли сторожевик V-6102 и транспорт «Кольмар» (3992 брт). Командир конвоя доложил о потоплении трёх и повреждении двух советских катеров. С советской стороны было заявлено, что уничтожены два транспорта, три миноносца, три тральщика, пять сторожевых кораблей, сторожевой катер, а также повреждены транспорт и сторожевой корабль. В общем, даже приняв обычное в военных условиях завышение вражеских потерь с обеих сторон, стоит признать, что советские катерники «Восперы» освоили никак не хуже, чем их английские коллеги.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх