На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Игорь
    Кулеба: если Трам...
  • Boris Max
    Кулеба ты придурок? Кем ты собраля проводить беспорядки? Вас осталось кучка фашистов легенератов но вы ивс оевики пев...Кулеба: если Трам...
  • федор
    Чучело лохматое и клоун ! Скройся гнида , а то попахивает дерьмом.Борис Джонсон о р...

Ганзейский когг. История продолжается

Ганзейский когг. История продолжается«Псалтирь Латрелла», 1325–1335 гг. Очень условное изображение средневекового судна. Британская библиотека, Лондон Как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези дна его в волнах. Книга премудрости Соломона, 5:10История своими руками. В одном из наших первых материалов, посвященных средневековым судам, уже говорилось о том, что им не слишком-то повезло в смысле изображения на миниатюрах в манускриптах той эпохи.

Корабли на них нарисованы очень условно и выглядят не кораблями, а примитивными лодками. Причем подобным образом они изображались на протяжении несколько веков.


Положение стало меняться лишь в середине – конце XV века, когда иллюстраторы стали уделять внимание не только точности передачи одежд и вооружения своих персонажей, но и изображению тех же кораблей, в результате чего на них появилось множество мелких, но интересных и важных для историков деталей. Изображение когга на миниатюре из манускрипта «Памятные высказывания и поступки Валериуса Максимуса», 1470 г. Национальная библиотека Франции, ПарижБолее тщательно стали рисовать и когг – самое массовое судно Северной Европы, первое упоминание о котором относится ещё к 948 году нашей эры. Причем миниатюры нам показывают, что эти ранние когги использовали еще рулевое весло, находившееся справа по борту (если смотреть с кормы!), а кормовой руль не появлялся на них вплоть до 1240 года. Именно тогда же, в XIII веке когги стали больше и получили палубу, а также приподнятые платформы на носу и на корме. Очень тщательно изображены когги и на миниатюре 1474 года в манускрипте Себастьяна Мамеро «Экспедиция французов в Утремер против турок. Хроника крестовых походов». Национальная библиотека Франции, ПарижДо нашего времени лучше всего сохранился бременский когг, правда, только корпус, но не такелаж, так что в его изображении нам до сих пор приходится полагаться на миниатюры. Но зато нам теперь совершенно точно известно, что на нем была внешняя клинкерная обшивка по бокам корпуса, а вот на плоском днище она была вгладь! Считается, что когги имели мощные поперечные балки, обычно выступающие через борта судна и удерживающие борта вместе. Но вот только их выступающие за обшивку концы изображались на миниатюрах далеко не всегда. Так что можно предположить, что если они и были, и на них лежали доски палубы, то не всегда они выступали за линию борта.На этой миниатюре работы Жоржа Трюбера, где Иону бросают в пасть кита, мы видим уже трехмачтовый корабль, который по-прежнему очень похож на когг. Причем обшивка у него гладкая, хотя и укреплена целым рядом бархоутов. «Часослов Рене II Лотарингского», Нанси, 1492–1493 гг. А вот это уже типичная каракка, да еще и с двумя пушками по бортам, прямо как у «Санта-Марии» Колумба. «Факты о римлянах», Жан Коломб (иллюминатор, 1443–1493), Бурж (Франция). Музей Конде. Замок ШантийиОчень интересное изображение средневекового корабля содержит и набор открыток «История корабля» В. Дыгало и Н. Нарбекова 1986 года А вот что написано в приведенном на обороте пояснении: «Реконструкция этого корабля выполнена по изображению на старинной печати английского города Бостона (1375). Для него характерно удивительно развитое парусное вооружение, появление которого обычно относили к более поздним временам. Фок-и грот-мачты несут прямые паруса, бизань – косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей, ставившихся в слабый ветер на стеньге, выше марсовой площадки. Шкоты марселей проводились на марсовую площадку через блоки, закреплявшиеся на ноках основных рей, чем объясняется их трапециевидная форма. Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода. Полные образования с некоторым завалом в районе палубы не позволяли ходить круто к ветру. Обшивка выполнена вгладь. Оконечности судна украшены развитыми надстройками – каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля под форкаслем. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей – стилизованный орнамент». Выполнен этот рисунок вот по этой печати. И на ней вроде бы указан год – 1375. Вот только, видимо, вторая цифра все же не «3», а «4». В последнем случае все сходится. В случае с «тройкой» – нет! Дело в том, что на печати города Дувра 1305 года изображен совершенно другой корабльКорабль на печати города Дувра, 1305 г. Дуврский музей, Дувр Понятно, конечно, что за 70 лет многое в судостроении могло измениться, но не настолько же…Более или менее устоявшаяся точка зрения на появление подобных судов такова: они появились на севере Европы где-то в 1475 году, а первым трехмачтовым судном, зашедшим в Балтийское море, был французский корабль «Ла Рошель», длиной 43 м и шириной 12 м. И вот как раз на нем-то и была уже обшивка вгладь: одна доска вплотную к другой. И хотя такой способ обшивки знали и прежде, её изобретение приписывается корабелу из Бретани по имени Жюлиан, назвавшему этот способ «карвель» или «кравеель». А затем уже это название обшивки перешло и в название типа судна – «каравелла». Каравеллы чисто внешне были изящнее коггов и обладали лучшим парусным вооружением, так что первооткрыватели дальних земель вполне осознанно именно эти корабли стали выбирать для своих заморских походов. Все эти подробности здесь приведены постольку, поскольку многие читатели ВО заинтересовались моделью ганзейского когга из бумаги и… справедливо указали автору на то, что модель, в общем-то, слишком уж… детская. Что было бы интересно показать обшивку ганзейского когга, выполненную внакрой, что повысило бы и зрелищность данной модели, и уместность её использования в качестве наглядного пособия на уроках в школе. С подобным замечанием трудно не согласиться, а раз сказано, то и – сделано!Вон он, когг, целиком сделанный из бумаги. Корпус, увы, совершенно гладкий, чего на самом деле быть не должно!Теоретический чертеж корпуса бременского коггаНачнем с того, что полностью воспроизводить обводы того же бременского когга и его обшивку – на дне вгладь, на бортах внакрой, на такой модели вряд ли именно бы смысл, поскольку детям в 6-м классе такие подробности не интересны. А вот обшивка из досок, заходящих одна на другую, и рассказ учителя о том, что доски к шпангоутам и одна к одной крепили не только на железных, но и на деревянных гвоздях, которые расклинивались внутри отверстия деревянным клинышком, безусловно, их заинтересуют.Деревянный гвоздь бременского когга. Фотография Немецкого музея судоходства в БремерхафенеКрепление бортовой обшивки внакрой при помощи металлических и деревянных гвоздей (сверху вниз): металлический гвоздь с загибом на шайбу, выемка в доске для конопачения, деревянный гвоздь, расклиненный с помощью деревянного клинышка, доска обшивкиНу а сделать модель такого «деревянного когга» с обшивкой внакрой совсем не трудно, если воспользоваться рекомендованной здесь и проверенной на практике технологией. Исходить мы будем из того, что размеры нашей модели по килю будут равны 15 см.Палуба настилается из реек фирмы СВ-модель поверх бумажного основания. Клей ПВА. Развертка корпуса – для изготовления модели эту фотографию достаточно отсканировать, увеличить и распечатать нужного размера – сначала вырезается из бумаги, затем на неё внакрой нужно будет наклеить палочки-мешалки для кофе, после чего положить готовую деталь под прессПосле просушки долевой шов изнутри нужно обязательно проклеить полоской ткани шириной 2 см. Если этого не сделать конструкция в дальнейшем развалится. Ну а потом… «доски» обшивки поливаются кипятком и изнутри через бумагу проглаживаются утюгом так, чтобы обшивка при этом стала изгибаться. К краям давить слабее, в центре сильнее. Когда боковые стенки изогнутся, оконечности склеиваются встык, причем обязательно суперклеем, и зажимаются до высыхания. Для большей прочности в стыки изнутри можно насыпать опилок и капнуть несколько капель суперклея. Прочность стыков станет железной. Затем борта разводят в стороны при помощи деревянных распорок.В итоге у вас должен будет получиться вот такой корпус…Затем в готовый корпус вклеивается палуба, которая декорируется точно так же, как и борта, в которых ещё и прорезаются шпигатыСветовой решетчатый люк китайского производства. Набор с решетками для его изготовления заказан на «Али-Экспрессе»Кормовой касльНосовой касль. Касли и лестницы на них сделаны все из тех же самых палочек-машалочек для кофе шириной 6 ммРуль и румпель – все это палочки-мешалки!В итоге получилась вот такая модель. Парус тот же самый, что и на бумажной модели, вернее – его дубликат на термопленке, которую я приварил утюгом на ткань, так же как и флаг с вымпелом. Щиты на касли – из ламеля 0,5 мм. Рисунки на них – это декали. Понятно, что нарисовать их с помощью кисточки было бы практически невозможно. Якоря (их два) также деревянные, окрашенные под металл. Шлюпка была одним из самых трудных элементов этой модели, ведь она тоже сделана из реек! Брашпиль вертикального типа установлен в носу, по образцу модели ганзейского когга чешской фирмы «Дюсек». Лебедка для подъема рея с парусом позади мачтыСамой элегантной частью модели, на мой взгляд, являются золотые пятилепестковые розочки на бортах каслей. Они вырезаны из резного пластмассового веера 70-х годов прошлого века, покрашены античным золотом и наклеены на место. Шар на мачте – большая, опять же, золоченая бусина, а крест вырезан и склеен из реек шириной 2 мм. Деревянные детали палубных надстроек, а также мачта с реек покрыты палисандровым лаком. Корпус – масляным лаком с воском. Красный и синий цвета – акриловые краскиНа виде сзади хорошо видна веревочная лесенка, ведущая на «воронье гнездо». Для её изготовления был использован простейший кондуктор с натяжением горизонтальных и поперечных нитей. Готовая лесенка была промазана суперклеем, после чего поперечные нити, образующие ступеньки, обрезаныПока ещё эта модель стоит у меня на пианино, но скоро придет время и ей отправиться в школьный кабинет истории и стать одним из его учебных пособий Думается, что возрастным читателям ВО, имеющим внуков, и тем, у кого дети ещё ходят в начальную школу и в 5-й класс (а начинать заниматься моделированием с детьми надо как раз в этом возрасте и даже раньше), будет интересно на досуге сделать подобную модель и украсить с её помощью интерьер своего жилища, а может быть, и подарить её своей родной школе!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх