Кто со знаменем в рукахФедеральным структурам, при всём на то декларируемом желании, даже в непростые годы СВО, когда всё должно делаться для победы, весьма редко удаётся выступать единым фронтом. Зачистка в оборонном ведомстве – отдельная тема, но финансово-экономический блок, словно жена Цезаря, вот уже два с лишним года как будто вне подозрений.
Стабильность рубля, правда, весьма сомнительная, сбалансированный бюджет, разогрев реального сектора – интересно, что никто, кроме Центробанка, особо не пытается ставить это себе в заслугу. С инфляцией, правда, как-то не получается, но тут ведь уже есть кого винить, помимо соотечественников. Итак, с отчётностью какое-то единство, не будем спорить, есть. Вот с прогнозами всё не так. Наверное, каждый из министров и руководителей рангом пониже хотел бы отличиться, но что-то мешает. Скромность? Вряд ли, скорее желание подложить соломки на случай, если тот или иной прогноз не сбудется. Тем не менее оптимизм вселять в широкие слои избирателей надо, иначе и отвернуться могут в одночасье. Раньше по части оптимизма чаще других приходилось выступать Минфину, что чуть ли не ежеквартально отражалось в дискуссиях и спорах с Центробанком. На сегодня финансовое ведомство Антона Силуанова вынуждено чуть ли не уйти в тень под нажимом главного кредитного учреждения, превратившись в подобие кассы, что, кроме как деньги выдавать, ничего иного и делать не должна. Тем более, что деньги теперь неподъёмно дороги по кредитному проценту, и, кроме как по команде сверху, получить их почти нереально.Но упавшее знамя борьбы за «экономическую правду» кто-то должен был подхватить. И подхватил – Максим Решетников, глава Минэкономразвития. Буквально на днях эта контора выпустила в сеть ещё августовскую записку «О текущей ситуации в российской экономике».Читая самым мелким шрифтомДокумент лаконичный, как мало что иное, — не в пример Центробанку с его многословными разъяснениями и толкованиями в духе непотопляемой либерал-экономики. Всего-то семь страниц почти сплошной цифири и таблиц. Но даже на них уместилось пару замечаний в примечаниях, где констатируются достижения, и, похоже, бесспорные. В России на сегодня растёт многое, даже очень, начиная с сырьевого сектора, где не может не впечатлить, к примеру, бешеный рост продаж дизеля внутри страны, вполне объяснимый в связи с СВО. Впрочем, что только ещё сейчас не растёт. Но нам показалось важнее иное – признание, точнее, опять же, не раскрытая констатация того, что пошли в рост многие сектора экономики, которые при всём желании не привязать к СВО. Что бы это значило?Можно, конечно, красиво высказаться про мультипликативный эффект или синергию, но факт остаётся фактом – деньги, даже зажатые Центробанком, как этаким дядюшкой Скруджем, всё равно пошли очень даже много куда. Приведём только один весьма косвенный пример – рост оборотов розничной торговли. Читаем по этому поводу сноску номер два предельно мелким шрифтом, которую в тексте обнаружить просто не получается:В связи с уточнением ежеквартальных обследований малых предприятий и организаций, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, динамика оборота розничной торговли, а также оборота общественного питания была скорректирована с апреля 2024 года. Кроме того, учтены изменения, внесённые респондентами в ранее представленные данные.Как видим, всё просто, после отчётов в налоговую и пенсионные фонды показатели оказались даже лучше, чем ожидали сами «респонденты». Похоже, нас и вправду за три года ожидает рост оборотов розничной торговли на 18,8% — и это на фоне максимум 8–9 процентов по ВВП и инвестициям.Но не будем больше об отчётностях, понимая, что в российском Центробанке, который мы не оставляем без внимания уже в силу его уникальной независимости, отчитываться тоже умеют — От Центробанка ничего нового: ставку повысят, цены не снизят. Теперь о прогнозах Минэка и того же ЦБ РФ. От прогноза до приговораНу не сошлись они, да просто не срослись, и просто так оставить это как данность уже не получится. Всё увидели в Счётной палате, а там, как известно, ещё со времён председательства Сергея Степашина, молчать не будут. Аудитор СП РФ Дмитрий Зайцев, выступив на правительственном часе в Совете Федерации, отметил не только масштабные расхождения в прогнозах двух ведомств на 2025–2027 годы, но и назвал тот, что подготовлен Минэкономразвития, более отвечающим задачам дня. Точнее, в материалах СП РФ отмечено, что «он в большей степени соответствует задачам структурной трансформации и формированию экономики предложения». Впрочем, нашлось место и критике, причём неожиданно жёсткой – документ, вышедший из стен Минэкономики, завизированный лично Максимом Решетниковым, всё-таки «не содержит многих показателей, характеризующих достижение национальных целей».Тот факт, что «прогноз разрабатывался в условиях роста российской экономики», ничего не меняет в оценках аудитора Дмитрия Зайцева. И то, что в это же время не просто продолжалось, но и нарастало давление санкций, приходится просто принимать как данность. Исходную, можно сказать.Но ведь у аудитора в материалах констатируется и рост инфляции, и ужесточение денежно-кредитной политики, где уже всё на недружественные страны не свалишь. Не обошлось тут без жёсткой руки Центробанка, у которого прогноз на те же три года куда скромнее, чем у Минэкономики.Прогноз от ЦБ РФ за подписью Эльвиры Набиуллиной аудитор СП РФ даже не стал в целом называть «консервативным», хотя такой вариант есть у Минэкономики. Оттуда в адрес жёсткой денежно-кредитной политики Банка России уже не первый год звучит оценка этой политики как одного из главных рисков, в том числе и в плане реализации базовых, то есть позитивных вариантов прогноза. Оба тех самых «консервативных» варианта прогноза, по мнению аудитора СП РФ, как можно понять, не являются полноценными рисковыми или стресс-сценариями. Это, разумеется, «на случай шоковых изменений внешних или внутренних условий функционирования российской экономики», как заявил Дмитрий Зайцев.Интересно, что аудитор, возможно, впервые за последние годы, признал в качестве серьёзного негативного фактора нарастание жёсткости рынка труда. Отметив заодно, в чём тоже есть разница с прогнозами прошлых лет, что теперь и в Минэкономики, и в Центробанке куда более заметны различия в динамике основных показателей по базовым и консервативным вариантам. Расходиться или «разойтись»?И, наконец, едва ли не впервые прогноз от Минэкономики не просто сильно, можно сказать, кардинально расходится с центробанковским. Так, если Банк России ожидает существенного замедления темпов роста ВВП в 2025 году до 0,5–1,5%, то у экспертов под началом Максима Решетникова в прогноз заложены достаточно высокие темпы роста на уровне 2,5%. Понятно, что в Счётной палате не могли проигнорировать столь разные оценки ЦБ и Минэка, хотя и объяснили их не более чем [«различными исходными условиями и гипотезами, заложенными в их прогнозы»]. А вот итоговые оценки прогнозов двух федеральных ведомств звучат едва ли не как приговор:Прогноз Минэкономразвития России в большей степени соответствует задачам структурной трансформации и формированию экономики предложения — за счет форсированного инвестиционного развития, направленного на удовлетворение внутреннего и внешнего спроса.По мнению Счетной палаты, такая предпосылка нуждается в дополнительном обосновании, так как в условиях ужесточения денежно-кредитной политики Банка России существуют риски в части расширения потребительского и инвестиционного спросов. Планируемый рост налоговой нагрузки на фоне практически заградительных процентных ставок по кредитам является фактором, дестимулирующим инвестиционную активность предприятий.
Свежие комментарии