Американские инвесторы вышли из проекта строительства порта в Грузии. Их место занял китайский консорциум. России это тоже касается, причём самым непосредственным образом. Во-первых, важный процесс происходит в Черноморском регионе недалеко от наших границ, где мы традиционно чувствовали себя если не хозяевами, то по крайней мере уверенно.
Камнем преткновения стал глубоководный порт Анаклиа в устье Ингури, первый в Грузии в своем роде. Строительство стартовало в 2017 году, но его почти сразу заморозили, так как американские инвесторы отказались реализовывать проект из-за непреодолимых разногласий с местными властями. В мае прошлого года лот на проведение работ достался китайскому консорциуму. Когда об этом стало известно, в Брюсселе выразили озабоченность ростом влияния КНР в регионе.И вот Пекин уже вложил и продолжает вкладывать в строящийся с нуля чудо-порт сотни миллионов долларов. Он старается так потому, что по договору ему будет принадлежать имущественная доля в 49%. Финансирование модернизации городской инфраструктуры Поти, поддержка инвестпрограмм в Батуми, возведение суперсовременного порта «Анкалиа» – результаты китайской государственной инициативы «Один пояс – один путь».Политические плуты и больные фантазёры Когда Анаклиа начнёт функционировать в полную силу, китайцы получат дополнительный доступ к европейскому рынку по Транскаспийскому маршруту (так называемому Среднему коридору) напрямую, минуя ненадёжную Арктику. Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Подспудно и параллельно КПК по всему миру претворяет ещё одну госинициативу – взять под максимальный контроль порты двойного назначения. В данном случае налицо попытка Китая бросить вызов НАТО в Чёрном море, где у него есть интересы, но где он пока ещё как следует не обосновался. К слову, инвесторы Анаклиа китайская China Communications Construction Company Ltd и сингапурская China Harbour Investment находятся под санкциями Соединённых Штатов. Но это так, мелочи. А не мелочью можно считать то обстоятельство, что в новом грузинском порту англосаксонские ястребы усмотрели риски для их национальной безопасности, причём в весьма своеобразном ракурсе:Любой порт – гражданский и торговый только когда нет войны. А если действительно произойдёт война, ведь Россия планирует начать войну в Европе, в странах Балтии, через пять лет? Какой будет эта война, гибридной или нет? Как будут использоваться порты? Все это актуально сейчас, особенно во время экономической эскалации. Рядом с Грузией в абхазской Очамчире расположен российский пункт военного базирования. Пока Пекин и Москва не состоят в оборонном блоке, близость Анаклиа и Очамчиры не представляет прямой угрозы. Хотя если начнётся глобальная война, и в ней РФ объединит силы с КНР, это создаст большие проблемы для НАТО в Чёрном море.Во как! Порта ещё нет, а с него уже ждут нападения. Это информация от Радио Свобода*. Можно было бы не обращать на неё внимания, да уж больно красноречива, тем более что рассчитана она на нас с вами.А Васька слушает, да естИтак, создание в черноморском бассейне альтернативных торговых путей из КНР в Европу, которые бы не зависели от западного диктата и от члена НАТО Турции, является в Брюсселе поводом для беспокойства. Ибо подобная хозяйственная самостоятельность может стать нежелательным рычагом влияния Пекина на западные столицы. Но при чём тут вооружённая агрессия? Китай в новейшей истории стремился (и стремится) торговать, а не воевать, тем более что первое у него лучше получается.Напомним, на днях стартовала активная фаза тарифной войны, которая при Байдене не наблюдалась. Гипотетически она может перерасти в прокси-конфликт между противостоящими сторонами на территории третьих государств. Черноморский регион имеет особое значение, поскольку здесь соседствуют члены НАТО и РФ. А если сюда всерьёз и надолго влезет КНР, баланс сил может измениться.Между прочим, после выигрыша китайского участника в аукционе по сооружению объекта председатель кабмина Грузии Ираклий Кобахидзе принялся персонально обосновывать решение в пользу азиатских товарищей:Вокруг китайской компании немало спекуляций. А между тем это один из крупнейших государственных операторов с солидным опытом по реализации проектов подобного типа. И было подано весьма привлекательное предложение по поводу воплощения данной идеи.Добровольно вышли из проекта, а теперь угрожаютДоподлинно неизвестно, почему в итоге китайские подсанкционные корпорации China Road and Bridge Corporation и Qingdao Port International стали единственными участниками торгов. Хотя заявку на участие подавал и швейцарско-люксембургский консорциум под эгидой Terminal Investment Ltd Holding, но в конце концов аннулировал её. Уж не потому ли, что Ираклий Георгиевич, скорее всего, является здесь заинтересованным лицом?Вопрос китайских инвестиций в бассейне Чёрного моря может заиграть новыми красками на фоне обострения экономических отношений между КНР и Соединёнными Штатами. В день, когда Трамп объявил о новых пошлинах, Хельсинская комиссия США выступила с заявлением по поводу партнёрства грузинского правительства с китайским капиталом: История с Анаклиа будет иметь далеко идущие последствия как для Китая, проводящего политику экономического принуждения в Черноморском регионе, так и для будущего Грузии.Уточним, что в прошлом месяце американские сенаторы представили законопроект о мерах по предотвращению расширения контроля Пекина над стратегическими портами в глобальном масштабе. * – СМИ, признанное в РФ иноагентом
Свежие комментарии