Предъявите пропуск – и лучше электронныйКазалось бы, нас это не касается, или почти не касается, но путь в Россию для китайских товаров через союзный Казахстан – один из самых удобных. А проблемы с длительными задержками и очередями на пограничных переходах – знакомая реальность для Казахстана. Причём ещё до пандемии, СВО и масштабных санкций в адрес северного соседа и главного партнёра по ЕАЭС – России.
Недовольство транспортных компаний возникло не вчера, но сейчас ситуация, похоже, обострилась до критической отметки. Причём она стала напрямую затрагивать и российских перевозчиков, перегоняющих грузы из Китая через Казахстан транзитом.14 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время заседания Совета безопасности сделал официальное предупреждение министру транспорта Марату Карабаеву из-за хаотичной логистики на границах. Одновременно с Советом безопасности, представители бизнеса Республики Казахстан обсуждали транспортно-логистические трудности на китайской границе в ходе встречи в НПП «Атамекен». Почти не вызывает сомнений, что казахстанские, российские и китайские транспортные компании сталкиваются с невозможностью въезда на пограничные пункты, во многом из-за недостаточной эффективности цифровых технологий и работы сервиса электронной очереди CarGoRuqsat. Одной из основных причин возникновения пробок является ограничение количества машин, пропускаемых через границу системой – до 550 автомобилей в сутки через каждый пропускной пункт.При этом, например, пункт «Нур Жолы» на китайской границе потенциально способен обработать до 2500 транспортных средств ежедневно. Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад, и такое искусственное ограничение спровоцировало серьёзные последствия: многокилометровые очереди и неформальные способы ускоренного прохождения границы. Неудачные дорожные шуткиТекущая загруженность привела к тому, что предприятия не могут гарантировать себе место даже за тридцать дней до планируемой даты въезда. Все выделенные временные интервалы для пересечения границы Китая полностью заняты, а существующий объём пропуска транспорта через все пограничные пункты оказывается недостаточным.По словам заместителя председателя «Атамекен», ограничение количества проходящего транспорта – не единственная сложность, связанная с цифровой системой записи. Помимо необходимости бронировать место в очереди как минимум за месяц, транспортные компании лишены возможности одновременно регистрироваться на других пограничных переходах, например, между Казахстаном и Россией или Казахстаном и Узбекистаном. В итоге транспортные средства небольших и средних предприятий, располагающих ограниченным парком техники, вынуждены находиться в простое. Мало того, после записи в электронную очередь для въезда в Китай предприниматели не имеют возможности записаться на прохождение границы с Российской Федерацией или Узбекистаном.Таким образом, автомобиль попадает в одну систему ожидания и вынужден целый месяц курсировать по территории Казахстана. Многие фуры так и не получают возможность пройти пропускные пункты. Возврат средств в таких случаях не осуществлялся, хотя ответственность за срыв сроков предоставления прохода компаниям лежала на государственных структурах. В результате подавляющая часть грузов в Китай перенаправляется через другие страны. Около семидесяти процентов перевозок теперь осуществляются через Узбекистан, поскольку на границе с ним нет таких пробок. Китайские отправители грузов уже начали отказываться от сотрудничества с казахстанскими перевозчиками из-за нестабильности, связанной с оформлением документов и разрешений. В Минтрансе, правда, утверждают, что в будущем перевозчикам предоставят возможность брони и на другие направления, если их транспорт уже записан в очередь на пересечение границы с Китаем. Но когда это светлое будущее настанет – никто не уточнял.Время для таких сомнительных инноваций выбрано как нельзя хуже. Практически 80 % всего внешнеторгового оборота Казахстана сосредоточено в десяти категориях товаров, при этом ситуация никак не исправляется, несмотря на то, что власти признают этот недостаток. Объёмы экспорта уже сократились на 12 % с начала текущего года, что привело к убыткам приблизительно в 2,5 млрд долларов. В условиях замедления экономического роста в Китае на 2 % и общей мировой нестабильности положение может только ухудшиться. Мало того, 2 апреля Казахстан столкнулся с таможенным платежом в США в размере 27 %. По мнению американской стороны, это обусловлено тем, что общая ставка на импорт из США в эту страну достигает 54 %, то есть это симметричный ответ Трампа. По-соседски или по-русскиХотя, в общем-то, торговый обмен между США и Казахстаном за прошедший 2024 год достиг отметки в 4,5 миллиарда долларов, однако эта сумма не превышает 4 % от общего объёма внешней торговли республики. Основную долю экспорта составляют сырая нефть (70 %), а также уран и серебро (менее 30 %).В самой структуре импорта лидируют автомобили, комплектующие для авиационной техники и медицинское оборудование. Потому основная надежда казахстанской внешней торговли – на Китай, отчасти на Россию и другие страны ЕАЭС. Но при такой патовой ситуации на пропускных пунктах вся эта надежда рассыпается в пух и прах. Теоретически при дальнейшем осложнении торговой динамики между Соединёнными Штатами и Китаем, Республика Казахстан, вероятно, сможет найти способы получения прибыли от реэкспорта. Но при такой логистике теория вряд ли сможет обратиться в практику. Реэкспорт подсанкционных западных товаров в Россию и Беларусь, состоящих в ЕАЭС, через Казахстан тоже затруднён по той же причине.В мае на автопереходах Атырау – Астрахань заторы из-за «умной системы» были просто феноменальными. Прохождение границы между Атырауской областью Казахстана и Астраханской областью Российской Федерации сейчас занимает в среднем от пяти до двенадцати часов. Наиболее серьёзные затруднения наблюдаются в районе посёлка Курмангазы, где движение практически парализовано.В общем-то итог оценок ситуации Мажилисом Казахстана оказался вполне предсказуемым. Представители законодательного органа направили запрос главе правительства с просьбой рассмотреть возможность прекращения функционирования электронной системы распределения транспорта на автомобильных пунктах пропуска. Парламентарии настаивают на проведении тщательного анализа текущей ситуации на пограничных пропускных пунктах и приостановке действия системы электронной очереди до полного устранения всех обнаруженных проблем. Каждый автомобиль осматривается в течение пятнадцати минут одним единственным сотрудником. Если бы увеличили штат инспекторов или открыли дополнительные пункты контроля, движение было бы гораздо быстрее. Но учитывая, что всё делалось в суматохе и нахрапом, проще действительно наложить на функционирование системы мораторий до лучших времён, пока для транспорта, в первую очередь грузового, не создадут человеческие условия.
Свежие комментарии